Come back in USSR.
Подъем ранний – ресторан в кемпинге, естественно, закрыт. Заезжаем на близлежащую заправку OMV, ибо поесть в столь ранний час можно только там. Дождь не переставая льет со вчерашнего вечера.
Машину оставляем рядом с центральной площадью у (внимание!) парковочного автомата. Час стоянки оценен в 8000 лей – с удовольствием запихиваем в прорезь оставшуюся мелочь.
В Клуж-Напоке исторический центр совпадает с деловым, в отличие от многих других румынских городов (Меркурия Чук, Брашов, Сибиу, Альба Юлия). Радуемся, что попали сюда в ранним субботним утром – днем в будни здесь наверняка многолюдно, а пробки (правда маленькие) образуются на узких улочках даже сейчас. Между улочками в центре – очаровательные (я бы сказал – «одесские») дворики.
С религией в этом городе полный паритет: если видишь православную церковь – значит где-то рядом должна обязательно быть католическая. В одном из новых районов, куда мы заезжаем, две церквушки-новодела стоят практически бок о бок.
Побродив пару часов спасаемся от припустившего дождя в машине. Мимо вокзала выезжаем в сторону Сату Маре.
Горы почти совсем закончились. Зато стало попадаться много телег, медленно плетущихся вдоль обочин дорог. Иногда они едут по обочинам, и их обгон не создает никаких проблем. Однако чаще это все-таки полноценны обгон, с торможением и пропуском машины, движущейся навстречу.
По пути останавливаемся в Залыу, осматриваем пару интересных соборов. Возраст их невелик, но оба смотрятся интересно, особенно православны храм с новомодной бетонной аркой (солнце то появляется, то вновь прячется – поэтому фотография арки получилась только в «три четверти»).
В центр Сату Маре нас не пускают – праздник (что-то типа «Дня города»), паркуемся чуть в стороне от основной дороги. Весь центр отдан пешеходам, стоит несколько эстрад для выступлений местных артистов, на улицах расставлены палатки торговцев сувенирами. Мы наконец-то находим оригинальной формы румынские (а не китайские!) колокольчики для домашней коллекции. На радостях покупаем колокол размером с корабельную рынду.
От Сату Маре двигаемся в сторону Бяла Маре по дороге 19 и через 20 километров сворачиваем налево, на дорогу 1С на Хамелу.
11 километров дороги до границы (на дороге множество ям и трещин) – и мы останавливаемся в конце очереди из 4 румынских машин. Пограничник в будке проверяет документы. Никаких экологов не видно, здесь даже нет их будки и вообще каких-либо следов их присутствия.
Иностранцы здесь ездят не очень часто – погранец с интересом изучает российские паспорта, потом минут 5 ищет таможенницу. Та выходит посмотреть скорее на нас, чем на содержимое нашего багажника.
На нейтральной полосе звонок мобильного – это Андрей. «Вы где?» - «Проходим границу в …. « «Дьяковице» - подсказывает мне украинский пограничник. Границы занимают минут 30 в общей сложности.
В 300 метрах от границы 2 украинские заправки, заполненные машинами с румынскими номерами: разница в цене на бензин достигает 1,5 раз. Домкратом под колесо (для того, что бы залить лишний литр) пользуются все. Мы пытаемся обменять оставшиеся у нас 550 000 лей - оставляли на всякие глупости, типа экологов, а обменники и на румыской, и на украинской таможне закрыты. Заправщик, пообщавшись с румынами на венгерском языке, находит нам «клиента» - на обмене мы теряем гривен 10, но это лучше, чем потерять все («Леи никому не нужны» - это мне еще на таможне сказали). Кстати, на румынском и украинском здесь никто не разговаривает – в ходу венгерский и русский.
Заправляемся, выезжаем в сторону Виноградова. Дороги дрянь, нужный поворот я проскакиваю, приняв его за дорожку к какой-нибудь ферме – настолько ужасный вид она имеет. В итоге оказываемся около украино-венгерской границы: отсюда до Виноградова дорожка много лучше.